В 1995 году, в возрасте 15 лет, Конор Оберст покинул группу Commander
Venus и начал работать над материалом для своего сольного проекта Bright
Eyes. A Collection of Songs это собрание того, что у него получилось:
20 песен, записанных, когда Оберсту было 15-18 лет. Хорошо видно, что
даже в свои молодые (очень молодые) годы он был удивительно талантливым
музыкантом, по-видимому, просто неспособным выдавать плохие мелодии (за
исключением редких и необычных случаев, когда у вас возникает ощущение,
что он просто не старается). Но, несмотря на одаренность Конора, в записи
есть несколько сырых моментов, но это скорее манера певца, чем неудачные
места песен.
Оберст идет над пропастью, и иногда его стремление к бескомпромиссной
честности настигает его у края. Его настроение становится еще более мрачным,
и вы чувствуете, что он не может рассказывать о своих чувствах без гнева,
сарказма и пародии. В песнях вроде "Patient Hope in New Snow,"
"Saturday As Usual" и "The Awful Sweetness of Escaping
Sweat" музыка постепенно распадается, тогда как голос Оберста скатывается
до неразборчивого бормотания ребенка. Всякий баланс, поддерживающий музыку,
и так хрупкий, вовсе теряется, и вероятней всего то же происходит и со
слушателем. Становясь более сдержанным, Оберст показывается свой уникальный
дар сочинителя. В "Exaltation on a Cool Kitchen Floor" это действительно
берет за душу, когда он шепчет "I can't help noticing that she is
sitting closer to me than she ever has before" - строчки пытающиеся
передать глубокую эмоциональную боль, которая зовется любовью.
В лучшие моменты альбома, он зависает на краю. Его голос дрожит, не способный
передать какие-то положительные эмоции. Очень трудно не поверить в правдивость
чувств, которые Оберст пытается показать.
Второй альбом вундеркинда из Омахи Конора Оберста является чем-то вроде
очередной ступеньки взросления певца и поэта, уверенно добивающегося уважения
своими творческими способностями. Те десять песен, что составляют альбом
- это золотое дно искренних lo-fi песен, в которые, помимо самого Оберста,
вложились участники таких коллективов, как Neutral Milk Hotel, Of Montreal
и Lullaby for the Working Class. Но специальных гостей в сторону, это
Оберст со своей акустической гитарой и своим эмоциональным вокалом превращает
песни вроде вступительной "If Winter Ends" в хрупкие шедевры.
Плюс настоящие рок-номера вроде "The City Has Sex и песни в стиле
Боба Дилана - как "June on the West Coast" - показывающие Bright
Eyes со стороны группы одного человека. Letting Off the Happiness - это
мощная пластинка, которой удается оставаться убедительной в свете тех
болезненных эмоций, что она пытается передать. Все эти песни были записаны,
когда Оберст еще даже не был подростком, но он выглядит как вполне зрелый
поэт, многое повидавший. Это определенно заслуживает уважения и, возможно,
капельку придирчивого недоверия.
Пластинка легко проникает внутрь слушателя и заставляет сопереживать,
и пока Bright Eyes не записали что-то звучащее более качественно и более
зрело, она хоть и весьма грубо, но заставляет обратить на себя внимание.
Мой приятель Борис заглядывает
в мою комнату в тот момент, когда играет этот CD, и спрашивает крайне
недоверчиво: "Что это еще такое, эмо-кантри?". И я отвечаю:
"Э-э... конечно, почему нет?". Я хочу сказать, что если вы хотите
разложить музыку по полочкам с жанровыми ярлычками, они могут быть как
весьма абсурдными, так и весьма точными. Тут мы имеем альбом содержащий
грусть и тягучую меланхолию таких групп, как Smog и Cat Power, а также
вещи напоминающие больше о первом проекте Конора Оберста - Commander Venus
(плотные взрывы произвольного нойза и его шершавый и неровный вокал).
То, что скрепляет весь этот бардак вместе - атмосферная и интеллектуальная
лирика Оберста (I spent a week drinking the sunlight of Winnetka, California/
Where they understand the weight of human hearts" из "June on
the West Coast") и его умение находить применение для своего резкого
голоса (то, как он восклицает "How can I expect anyone else to give
a shit?!" в "If Winter Ends"). Наличие большого числа инструментов
на альбоме также делает его весьма интересным для прослушивания.
Есть и неприятные стороны: порой, стихи Оберста становятся немного тяжеловесными
и претенциозными (в качестве доказательства - "A Poetic Retelling
of an Unfortunate Seduction", все видно уже по названию). Плюс к
этому - вышеупомянутый шершавый и часто неровный вокал Оберста, из-за
которого прослушивание Commander Venus было больше тестом на выносливость,
чем получением удовольствия (вокал этот действительно располагает к себе
в большинстве случаев, но на некоторых треках он будет действовать вам
на нервы).
Но, учитывая тот факт, что Оберст еще не совсем достиг своих двадцати
лет, мы не будем так уж пристально рассматривать все имеющиеся ошибки.
Я хочу сказать, какого черта, вещи, которые другие талантливые люди выдают
в 18 лет обычно полный отстой. Поэтому давайте просто назовем Оберста
тем, на кого стоит поглядывать и остановимся на этом.